Некорректные, "плохие" или сложные вопросы по биологии ОГЭ-9, 2017

Автор admin, 15 апреля 2017, 13:30:50

« предыдущая - следующая »

admin

Начинаю ветку, о которой давно мечтал (руки прям чесались)
Не секрет, что КИМы (контрольно-измерительные материалы) для ОГЭ по биологии из года в год меняются, но не могу сказать, что улучшаются.
Официальные КИМы можно найти тут:   http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge, вкладка биология
В тестах, которые вы сейчас решаете, все вопросы есть, и даже есть вопросы из диагностических и тренировочных работ Статграда (иногда их включают в ОГЭ).
Я не поленился, собрал всё в одном месте, для вас.
Теперь ваша очередь, юные падаваны ;D
А в этой ветке буду отмечать "проблемные" вопросы, которые до сих пор не исправили, или которые представляют сложность при решении.
Ваш,
А.М.
COMMERCIUM EXEST, INITIUM FIDELITATIS

admin

1. Систематика - это наука, изучающая
  1)    внешнее строение организмов
  2)    функции организмов в природе
  3)    образ жизни организмов
  4)    родственные связи организмов

(Открытый банк заданий ФИПИ, F6A6ED)

Систематика занимается разбиением на группы (таксоны), вообще-то, то бишь классифицирует организмы. В том числе и по морфологическому критерию (внешнему сходству), и таких критериев много.
Однако нужного ответа нет. 
Но поскольку классификация идёт на основе РОДСТВА организмов, выбираем ответ 2.
А вообще родственные связи можно устанавливать и молекулярно-генетическим способом, и прочими другими.
Браво составителям, аплодирую стоя(
COMMERCIUM EXEST, INITIUM FIDELITATIS

admin

2. Что из приведённого можно изучать с помощью наблюдения?
1)   Зависимость скорости реакции от температуры
2)   Тонкую структуру органоидов клетки
3)   Половое поведение земноводных (амфибий)
4)   Эволюцию млекопитающих

Вопрос на грани фола.
Если девочка просто смотрит в световой микроскоп, то она либо наблюдает (метод наблюдения, общий для нескольких наук), либо использует частный метод биологии - световую микроскопию.
Например, тонкую структуру органоидов клетки можно изучать методом наблюдения с помощью электронного микроскопа (если мы ничего не делаем с клеткой, а просто рассматриваем).
Тем не менее, придётся выбирать ответ ТРИ, как наиболее подходящий (хотя и половое поведение можно исследовать и методом сравнения (разные среды обитания), и измерения (громкость кваканья самцов лягушек) и прочая...
(((
Учитывая, что в другом вопросе, а именно:
Какой метод исследования применяет девушка, изображённая на картинке?
      1)    эксперимент
      2)    наблюдение
      3)    сравнение
      4)    анализ
(картинка во вложении, доступна только зарегиным пользователям, Открытый банк заданий ФИПИ, D5F9CA)
правильный ответ - НАБЛЮДЕНИЕ, то оч хотелось бы, чтобы господа составители КИМов были бы последовательны.
Мечты-мечты(
Радует  только, что в 2017 году вопрос про половое поведение земноводных изъяли из Открытого банка заданий. На ряде сайтов он остался. И то, что  он не встретится в ОГЭ, не факт.
COMMERCIUM EXEST, INITIUM FIDELITATIS

admin

3. Просто в ауте(
Сижу примус починяю доделываю восьмую вкладку, начинаю вставлять вопросы про рудименты и атавизмы, типа:
см. вложения, и вдруг ПОНИМАЮ, что в курсе 9 класса не биохим профиля НЕТ таких вопросов.
Лезу в учебник Пономарёвой, листаю, затем в программу-содержание ОГЭ-9: http://gigaclick.ru/index.php/2-uncategorised/7-epichnyj-zagolovok-epichnoj-stati-7
НЕТ НИГДЕ рудиментов и атавизмов. Вот поправьте меня или ткните носом, ГДЕ?
Потому и пишу, что:
рудименты  - у всех людей, но утратили значение (редуцировалась, как третье веко);
атавизмы - у оч малого количества людей (ата-папа-предок, возврат к признакам предков, типа хвостатый мальчик или многососковость).
Дамы и господа, составляющие ОГЭ, вы ТАК же бы сделали, если бы ваши дети сдавали прям сейчас ОГЭ?
Возможно, неправ/ уходя перелистывать Пономарёву...
Мож найду...
П.С. Ольга Юрьевна, Вы спрашивали меня про три закона Менделя, когда приехали к нам в школу пару недель назад..
Может, стоит спросить, кто и как составляет ОГЭ?
П.П.С.
Ответ на первый вопрос: 1 (шерсть - излишняя обволоснённость лица - атавизм)
Ответ на второй вопрос: 3 (аппендикс - рудимент, есть у всех;  всё остальное атавизмы - есть у оч малого ко-ва людей)
Апдейт:
не смог спать, прошерстил и-нет, на сайте ФИПИ, тут
http://fipi.ru/documents?field_yesar_tid=20597&term_node_tid_depth=All&field_discipline_tid=31
ОГЭ-2017 НИГДЕ нет рудиментов и атавизмов(.
БРА-ВО, г-да составители(
COMMERCIUM EXEST, INITIUM FIDELITATIS

admin

4. При решении девятой вкладки пригодится.

Какое явление нельзя объяснить с помощью рефлекторной теории поведения?
 
1) воспроизведение говорящим попугаем отдельных слов или даже фраз
 
2) лай собаки на приближающегося к ней человека
 
3) сокращение тела гидры в момент прикосновения к животному
 
4) движение амёбы от кристаллика соли, помещённого в воду
Открытый банк заданий ФИПИ, 1296C1

Выбрать придётся ответ 4, так как это раздражимость, а не рефлекс.
Хотя и у гидры, впрочем, нет рефлексов, поскольку нет ЦНС (только нервные клетки в эктодерме, образующие единую нервную сеть-сплетение), а рефлекс  - это ответная реакция организма, осуществляемая и контролируемая именно ЦНС.
Первое и второе - да, рефлексы.
По логике составителей ОГЭ, видимо и у гидры рефлексы.
COMMERCIUM EXEST, INITIUM FIDELITATIS

admin

Во вкладке 11 встретится такой вопрос:
В развитии утомления работающих мышц у человека ведущую роль играет
1) истощение запаса АТФ в организме в процессе выполнения работы
2) время начала работы и её продолжительность
3) нарастание усталости в самих мышцах при работе
4) торможение нервных центров, регулирующих работу мышц
(Статград-2017 и открытая база ФИПИ)
Выбрать придётся ответ 4.
Ключевое слово - ведущая (роль). Остальные причины имеют место быть, но не главные (хотя всё оч и оч шатко)
ЦитироватьРассматривая проблему утомления, следует подчеркнуть, что утомление изолированной скелетной мышцы при ее прямом раздражении является сугубо лабораторным феноменом и в естественных условиях существования организма утомление двигательного аппарата при длительной работе развивается совершенно отлично от того, что наблюдается в эксперименте. Обусловлено это не только тем, что в организме мышца непрерывно снабжается кровью и, следовательно, получает с кровью определённое количество питательных веществ (глюкозу, аминокислоты) и ocвобождается от продуктов обмена, нарушающих нормальную жизнедеятельность мышечных волокон. Главное отличие состоит в том, что в организме возбуждающие импульсы приходят к мышце с нерва. Нервно-мышечное coeдинение утомляется значительно раньше, чем мышечные волокна, в связи с чем блокирование передачи возбуждений с нерва на мышцу предохраняет последнюю от истощения, вызываемого длительной работой. В целостном организме еще раньше   нервно-мышечных соединений утомляются при работе нервные центры.


По этой же причине в вопросе:
Ведущая роль в развитии утомления работающих мышц принадлежит
1) времени, когда последний раз принималась пища
2) торможению двигательных нервных центров
3) эмоциональному состоянию человека
4) нарастанию усталости в самих мышцах при работе
(Статград-2017 и открытая база ФИПИ)
выбираем ответ 2.
COMMERCIUM EXEST, INITIUM FIDELITATIS

admin

Для 16 вкладки:
Какой из приведённых видов деятельности человека может быть отнесён
к условно-рефлекторной?
1) соблюдение привычного режима дня
2) поворот человеком головы на незнакомый звук
3) написание живописной картины художником
4) отдёргивание руки от горячего предмета
(Статград, март 2017)
Здесь придётся выбрать ответ 1, хотя сам по себе вопрос, имхо, некорректен.
Привычный режим, вернее, его соблюдение, сложно назвать условным рефлексом.
Но ответы 2 и 4 - это безусловные рефлексы, а ответ 3 - это творчество (ВНД)
COMMERCIUM EXEST, INITIUM FIDELITATIS

admin

Что из перечисленного не передаётся по наследству у человека?
      1)    отдёргивание руки от горячего предмета
      2)    прислушивание к шороху в темноте
      3)    использование языка в процессе общения
      4)    обращение внимания на яркую рекламу
Открытый банк заданий ФИПИ, 282366

Видимо, нужно выбрать ответ 3, так как
1 - защитный врождённый рефлекс, наследуется
2 - ориентировочный врождённый рефлекс, наследуется
4 - имеется в виду ориентировочный (защитный) рефлекс, наследуется. Реклама здесь как фактор среды

Язык же не передаётся по наследству, передаётся способность к говорению (голосовые связки-кора полушарий и т.д.), хотя вопрос в целом не оч хороший, имхо
COMMERCIUM EXEST, INITIUM FIDELITATIS

admin

На рисунках под цифрами 1-4 изображены стадии образования условного рефлекса у собаки. На каком из рисунков демонстрируется ориентировочный рефлекс животного на свет?
1)    1
2)    2
3)    3
4)    4
Открытый банк заданий ФИПИ, CC475E

Коварство этого вопроса (или банальная неграмотность составителя) заключается в том, что:
выбрать надо ответ 2 (включили свет - собака скосила глаз, безусловный рефлекс), но
так будет только в первый раз, затем свет становится условным раздражителем.
Всё как всегда...
COMMERCIUM EXEST, INITIUM FIDELITATIS

admin

Продолжаем разговор...

В 18 тесте будет вопрос:
Факторы, снижающие жизнеспособность организмов, называют
      1)    ограничивающими
      2)    экологическими
      3)    сезонными
      4)    стихийными
Открытый банк заданий ФИПИ, 4E480A
По логике, выбрать надо ответ 1 (всё остальное не подходит по определению)
Однако ограничивающий фактор  - фактор среды, выходящий за пределы выносливости организма,  то есть ЗА пределы допускаемого минимума или максимума, и организм дохнет, а не снижает свою жизнеспособность.
БРА-ВО в очередной раз составителям.
А ответ придётся выбрать 1 >:(
COMMERCIUM EXEST, INITIUM FIDELITATIS

admin

Листья тополя падали с ясеня...
Под каким номером изображён организм, выполняющий в пищевых цепях функцию консумента?
Открытый банк заданий ФИПИ, 600962

Ответ заложен, скорее всего, 2.
И вам придётся его выбрать.
Хотя вирусы - обязательные (облигатные) внутриклеточные паразиты - тож консументы.
Чтоб составителю этого вопроса икалось даже в могиле.
За что так можно НЕ любить детей?
Или это незнание элементарных определений из биологии?
COMMERCIUM EXEST, INITIUM FIDELITATIS

admin

 - Ничего себе,  - сказал я себе.
На рисунке продемонстрирована схема зависимости степени благоприятности действия фактора на живые организмы от его интенсивности (по оси х - интенсивность фактора, а по оси у - степень благоприятности фактора). Какой цифрой на рисунке обозначен прямоугольник, в который следует вписать слова «Предел выносливости вида»?
Открытый банк заданий ФИПИ, 0421F0

Выбираем, канешна, ответ 1.
Хотя предел и пределы  - вещи разные. И, фактически, вопрос безграмотен.
COMMERCIUM EXEST, INITIUM FIDELITATIS

admin

ОПУПЕЙ ОПОФИГЕЯ, или
подберёзовики под елями  :-\

Нет, всё видел, или почти всё, но вот это:
Симбиотические отношения формируются у
      1)    трутовика и берёзы
      2)    подберёзовика и ели
      3)    росянки и мухи
      4)    птицы и насекомого
Открытый банк заданий ФИПИ, A406F6
НЕТ здесь правильного ответа (потому и не вешаю в тесты)

1 - паразитизм, 3 и 4 - хищничество.
Составителя вопроса, повидимому, надо отправить в еловый лес за подснежниками зимой за подберёзовиками, и не выпускать, пока не наберёт корзину.
Глядишь, о детях, сдающих ОГЭ, вспомнит.
ЦитироватьПодберезовик способен образовать ее только с корнями березы, ВЕЗДЕ

На самый крайний случай тополь. Ну, ещё мож один-два вида деревьев (что сомнительно), но НЕ ЕЛИ.
Плохо то, что гипотетически вопрос может быть на ОГЭ.
Выбирать придётся ответ 2  :o
COMMERCIUM EXEST, INITIUM FIDELITATIS

admin

Продолжаем.
Очередной вопрос, который НЕ буду добавлятиь в тест 18:
В какие отношения вступают щука и окунь, живущие в одном водоёме?
      1)    конкурентные
      2)    симбиотические
      3)    хищник-жертва
      4)    паразит-хозяин
Открытый банк заданий ФИПИ, 3FDF61
Видимо, составитель этого вопроса закладывал ответ 1.
И его придётся выбрать, если на ОГЭ этот вопрос достанется.
Однако щуки ЕДЯТ окуней. Которые тож хищные рыбы, и составляют щукам конкуренцию.
БРА-ВО!
https://youtu.be/ucZ0COgPqcw
COMMERCIUM EXEST, INITIUM FIDELITATIS